Начало настоящей реальности
Мысль о том, что мы живем в мире, реальность которого под сомнением, продолжает вдохновлять создателей зрелищных фильмов. На этот раз нас порадовала кинокомпания Warner Bros, выпустившая в свет фильм «Начало»(Inception) по сценарию Кристофера Нолана.
Концепция виртуальности, изображенная в этом фильме, существенно отличается от той, что в «Матрице». Интересно проследить, какие идеи мировая кино-общественность оказалась готова впитать и переварить сегодня. Мысль о том, что мы живем в мире, реальность которого под сомнением, продолжает вдохновлять создателей зрелищных фильмов. На этот раз нас порадовала кинокомпания Warner Bros, выпустившая в свет фильм «Начало»(Inception) по сценарию Кристофера Нолана.
Концепция виртуальности, изображенная в этом фильме, существенно отличается от той, что в «Матрице». Интересно проследить, какие идеи мировая кино-общественность оказалась готова впитать и переварить сегодня.
Персонажи фильма последовательно погружаются все в более глубокий сон, попадая во все более искусственную реальность, причем на самом глубоком уровне сна главный герой оказывается в реальности, внешне абсолютно совпадающей с реальностью того мира, в котором он изначально заснул, и ему снится, что он проснулся и достиг всего, чего хотел. При этом у него исчезли все сомнения в реальности окружающего мира, и только зритель остается в ведении того, что все вокруг — это сон.
Казалось бы, если круг замкнут, если сон — внешне абсолютно такой же, как настоящая реальность, то зачем вообще задумываться о том, настоящая это реальность или сон? Но нет, завершив это путешествие внутрь реальности (или все же внутрь себя?), главный герой претерпел существенные внутренние изменения. То есть, все метаморфозы внешнего мира оказались лишь отражением внутренних изменений его самого и его отношений с окружающими.
Идея управления окружающей действительностью, показанная в фильме, сводится к тому, что весь мир жестко управляется подсознанием спящего персонажа, причем подсознание изображено в весьма эгоистическом ключе: любого, кто пытается проникнуть во внутренний мир героя, оно всеми силами старается уничтожить — с помощью вооруженных солдатов, снежных лавин, управляемой силы притяжения, и т.д.
Однако, если все же кто-то, преодолев все защитные механизмы эго, проникает в мир, выстроенный вокруг себя человеком, и доказывает ему, что он живет в ненастоящем мире, то вся окружающая действительность просто рассыпается, и персонажи оказываются уже в новом мире, — выстроенном их объединенным подсознанием. Именно в этом принципиальная новизна показанной концепции: окружающий мир есть результат взаимоотношений всех людей, живущих в этом мире, взаимодействия их сознательных и подсознательных желаний, а вся имеющаяся в мире дисгармония — результат дисгармонии в отношениях между людьми.
Создатели фильма убедительно и зрелищно продемонстрировали, что, пока каждый заперт в собственном сне, т.е. в клетке эгоистического восприятия действительности, реальность такого мира оказывается под большим сомнением. И только когда люди, преодолев взаимное отторжение, путем взаимопроникновения соединяют разрозненные частные реальности в одну общую, тогда и возникает настоящая реальность, в которой только и возможно гармоничное существование каждого человека и всех вместе. А степень реальности мира каждого человека определяется в таком случае его открытостью и готовностью впустить и принять в свой мир других людей, — только так и возможно подлинное созидательное творчество, т.е. возникновение в мире чего-то нового и позитивного.
Таким образом, произведено существенное обновление глубинного морально-этического принципа «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Теперь на вопрос “Почему я должен любить своего ближнего?» можно смело отвечать себе: «Потому что иначе я живу в иллюзиях, рисуемых мне моим эгоистическим подсознанием, а чтобы узнать, что такое настоящая реальность, мне нужно соблюдать ее законы».