Индейцы мстят за геноцид? Майа и конец света
Вообще-то индейцам майя было за что мстить. То, что сейчас называют величайшим в мировой истории геноцидом (уничтожение индейцев), первые 40 послеколумбовых лет не дотягивало ни до просто “геноцида”, ни даже до “бесчеловечных убийств”. Так как испанцы не признавали новооткрытых существ собственно людьми, “потомками Адама”.
Вообще-то индейцам майя было за что мстить. То, что сейчас называют величайшим в мировой истории геноцидом (уничтожение индейцев), первые 40 послеколумбовых лет не дотягивало ни до просто “геноцида”, ни даже до “бесчеловечных убийств”. Так как испанцы не признавали новооткрытых существ собственно людьми, “потомками Адама”.
Хотя наличие у индейцев души было в 1537 году признано папой Павлом III (как следствие, разрешено было их крестить), на известном Вальядолидском диспуте Хуан де Сепульведа все же настаивал на отсутствии у индейцев разума, а предъявляемые оппонентами как доказательства города ацтеков и майя считал построенными по инстинкту — как у пчел, муравьев и термитов.
Кадр из кинофильма “Послезавтра”.
Но самое главное (и сегодня самое запрашиваемое в Интернете) интеллектуальное достижение майя еще предстояло открыть. Предстояло прочитать их календарь и, понятное дело, обеспокоиться. Сработала подложенная майя бомба с часовым… точнее — с календарным механизмом. Собственно, сам календарный механизм и стал бомбой: фактом своего бескомпромиссного окончания 21 декабря 2012 года он поверг в ужас цивилизацию бывших победителей, наследников конкистадора Кортеса.
На одном из сотен сайтов, обращенных к теме “Конец света”, для удобства запущен уже “обратный отсчет”. 687 дней 16 часов 47 минут 03 секунды до гибели мира оставалось в тот момент, когда я глянул на мрачную, коричнево-багровую заставку сайта. Считывание и осознание строки цифр “счетчика”, на который поставлена наша Вселенная, убавило остающийся запас еще на несколько секунд, а списывание и вставление в эту статью — еще почти на минуту…
Сегодня каждый метеорит, комета, астероид, каждый новый градус глобального потепления, каждое заявление Ахмадинежада, Ким Чен Ира рассматривается “нашей цивилизацией” сквозь призму конца. Но собственные откровения Старого Света — Апокалипсис, “Старшая Эдда”, Книги Сивилл, Ванга, даже бестселлерный Нострадамус — от простановки точной конечной даты уклонились.
Майя же…
Фреска Микеланджело “Страшный суд”.
Соразмеряя “концы” у разных народов
Эсхатология, то есть учение о конце света, есть в каждой религии.
У зороастрийцев бог-творец Ахурамазда отвел существованию Вселенной всего 12 000 лет. И отмашка “время пошло” была уж давно. Первые 3000 лет создавался духовный мир. Еще 3000 лет — “материалы”: небо, вода, земля и, наконец, человек. Нам остается, собственно, 3000 лет, считая от первой проповеди Заратуштры… и, считая строго, к моменту, когда Ницше написал, а Гитлер вложил в каждый солдатский ранец “Так говорил Заратуштра”, флажок на часах уже должен был упасть. В зороастрийский конец света все включено: тотальная зима, мир под властью дракона Ажи-Дахака, потом очищение в огне — взойдут сразу несколько светил, с неба прольется расплавленная бронза. Потом возрождение и ашу — порядок уже незыблемый.
Неторопливые индусы дают жизни Вселенной (сутки Брахмы) 8 640 000 000 лет, делящихся на 2000 махаюг (великих юг, периодов). Которые, в свою очередь, разбиваются на четыре юги:
1) сатьяюга — золотой век, 1 728 000 земных лет;
2) третаюга — серебряный век, 1 296 000 лет;
3) двапараюга — медный век, 864 000 лет;
4) калиюга — железный век 432 000 лет.
Сейчас — железный век, до конца света — 400 000 лет. А приметы его… в общем, вы не пропустите: языки пламени скроют солнце… небо запылает… поднимется великий ветер, огонь утихнет… Безликое, лишенное запаха, вкуса, касанья, весь мир наполняя гулом, звучное пребудет пространство…
При всей причудливости образа (жизнь Вселенной — сон Брахмы, потом его глаз откроется, и…) сутки Брахмы, 8,64 млрд. лет, — единственная из религиозных моделей, хотя бы по порядку величин совпадающая с сегодняшней научной моделью расширяющейся Вселенной, родившейся в Большом взрыве 13,7 млрд. лет тому назад.
Древнескандинавский конец света, Рагнарек, описан в “Старшей Эдде”: мировой пожар, потом холод, три зимы без лета, мрак и потоп. Причина его: наступление времени Волка Фенрира, глотающего солнце. Бог Один будет биться с Волком. Ледяная река Эливагар отодвинется южнее, холод и мрак расширят бездну Тиннуап (мировой водоворот). После конца — мир возродится.
Тут явственно видны следы вечной борьбы северян-скандинавов с холодом, а река Эливагар дает простор сопоставлений с Гольфстримом, холодным Лабрадорским течением…
У индейцев Киче бог страха Хура-кан наводит потоп и льет с неба горящую смолу, потом мрак, днем и ночью сильные дожди.
С тем, что миру грозит гибель огненная, согласны и буддисты, по представлениям которых конец света наступит после пришествия спасителя Майтреи. Средневековый ученый-энциклопедист Бируни в трактате “Индия” так передает их легенды: “У буддистов — огонь, семь солнц восходят одно за другим. Потом огонь покидает мир, сильный ветер, который вызывает дождь. Потоп. Из пены образуются ракушки, с ними соединятся души, и после спада воды — новые люди”.
Три “авраамические” религии, христианство, ислам, иудаизм — самые близкие на уровне письменных источников и самые конфликтующие на уровне адептов, — в эсхатологии сходятся в главном: конец света — кульминация истории. Точный его срок не познаваем человеком в принципе.
Христиане чтут: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (От Матфея, 24, 36).
Комментарий мусульман: Многие люди спрашивали своих Пророков (Мир Им), когда наступит Судный день — об этом сказано в Коране, но… “Тебя спрашивают, но истинное время знаю только Я, а ты должен постоянно напоминать людям об этом”.
Иудаистская Тора — аналогично. Талмуд (условно говоря, комментарий Торы) в трактате “Санедрин” вроде и допускает цифры “6000 лет будет существовать мир, 1000 лет продлится разрушение…”, но и там: “Да сгниют кости тех, кто подсчитает конец”. Сами цифры — суть просто помноженная шаббатская пропорция 6:1, хотя получающаяся сумма — 7000 лет в определенный момент и навела немало страхов, о чем будет сказано ниже.
Точными датами занимаются равно осуждаемые всеми звездочеты, астрологи. У правильных христиан, мусульман, иудаистов — есть только признаки, причем почти все они, так сказать, “социально ориентированы”: казни, скорби, война Гога и Магога, воскрешение Исы (Иисуса), увеличение количества богатых (некому подать милостыню Закъят), увеличение относительно к мужчинам количества женщин…
Т.е. социальные, политические движения людей, а не галактик, комет, планет (вне игры даже сегодняшняя “примадонна” — “концесветная” планета Нибиру).
И снова — к майя
В основе комбинации, толкающей нас в зловещую дату 21 декабря 2012 года, когда закончится “наша” эпоха Пятого Солнца, лежат системы счета майя: “цолкин” или “тоналаматль” с основанием 20 и 13.
Насчет появления 20 ученые соглашаются, что это сумма пальцев рук и ног человека (проверьте). Более загадочна древняя неделя майя — 13 дней. А далее восхождение мысли, похожее на наше, “авраамическое”: от недели человеческой — к божественной, где день — 20 х 20 = 400 лет.
Календарь майя.
13 богов правят по 400 дней, потом придет бог разрушения Болон Окте, и Пятое Солнце закончится. И хотя сама суть нашей “авраамичности” — строжайшее единобожие, тут совпадает сам изначальный импульс. Желание как-то соразмерить, масштабировать человека и Бога ведет от осязаемого человеческого цикла — недели, через замену человеческого дня на 400 лет. Только наш фундамент — неделя-семидневка, а у майя — 13-дневка.
К главному их козырю — точности расчета, превосходящей наши календари, следует добавить и важнейшую идею, скачок в развитии абстрактной мысли — цифра 0, обозначавшаяся у майя в виде пустой раковины устрицы или улитки. Европа при всех своих пифагорейцах и проч. — нуля не знала. (Еще один “финт” майя: их ноль обозначал также и бесконечность.)
И, наконец, главное. Связь календаря с религией — наверное, одна из изначальных, вошедшая в саму психическую ткань общества. Потому радикалы Французской революции и обрушили то “григорианское” изделие (годовой календарь), а наши радикалы во времена “пятилеток безбожия” отказались даже от семидневной недели (ввели пятидневки).
Потому сегодня Интернет и изнемогает под потоком запросов и скачивания “откровений”, вроде этого: “Закончится тринадцатое четырехсотлетие в день 4 Ахав 3 числа месяца К`анк`ин, случится… и нисхождение Болон Окте…” (о 21 декабря 2012 года).
Многие пытаются вникнуть, собрать портреты тех 13 богов майя, понять, отчего это Болон Окте такой злой, когда это просто… костяшки на счетах. Вот, кстати, и образ: сколько там в старых магазинных счетах спиц по десять костяшек каждая? Восемь, кажется. Значит, и здесь есть Предел: 99 999 999.
Конец света в России уже был
Когда “календарь кончался” прошлый раз, по средневековой Руси тоже ходили настроения, побудившие некоторых не засевать с осени 1491 года поля, что местами привело к голоду: вот вам уже и один из четырех Всадников Апокалипсиса, который на Коне Бледном, аллегория Голода.
Календарь тогда единственно вела церковь, и наступавший 1492 год по принятому тогда летосчислению от Сотворения мира был 7000-м. Дело не только в “юбилее” — сам календарь, Пасхалия, и отсчитываемые от нее недели: “Страстная”, “Фомина”… были рассчитаны только до 7000 года. Плюс по многим рукописям гуляла приписка: “Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое”.
Ничьей вины не было, расчет Пасхалии — обычная человеческая работа: цепь арифметических вычислений и их запись на тогдашний “информационный носитель” — пергамент. Вот и записали по 1492-й, а приписку в конце можно извинить: “Человеческое, слишком человеческое”.
Намучившись с 1492 годом, по решению Московского Собора календарь продлили сразу аж до 2492-го! Вроде как “с запасом”, отодвинули проблему за горизонт, аж в космос — ан вот уже и больше половины этого срока прошло.
Русская православная икона “Апокалипсис”.
Потом еще немного пугались (но уж не так) 7007, 7070, 7077 годов. Опричнину, в частности, с ними увязывали. Кстати, интересный феномен: цифры, столь любимые нынче в автомобильных номерах, получаемые за совсем отдельные деньги, в календарях — пугали.
Сам 1492 год причастен к своеобразной игре слов: вместо конца этого света был открыт — другой, Новый Свет, Христофором Колумбом. Хорош и российский пример: в 1492 году совершенно бешеными темпами, с весны по зиму, по приказу Ивана Третьего напротив Ливонской твердыни Нарвы был выстроен Ивангород. (В этом замечательном городе мне доводилось выступать, рассказывать истории в уникальном месте: через реку в 100 метрах высятся Нарвский замок и Ивангородская крепость.) Так вот, выстроен Ивангород был в тот год безупречно, “на века”. Перефразируя Рейгана: “Есть вещи пострашнее конца света”.
Рекламный ход на тот свет
Заканчивая этот свой немного вольный рассказ, я еще раз заглянул на сайт в “обратный отсчет”: нам осталось 684 дня 22 часа 38 минут 15 секунд. М-да…
Где-то через 190 дней можно было бы запустить подзабытую ныне программу реформ Явлинского. Помните, “500 дней”? Меня так всегда интересовало: “А что? А если бы запустить?” Вот и случай проверить: теперь-то, ну, если не сегодня, то этим летом, когда останется “500—510 дней ДО…” — кто будет особо возражать, опасаться?
Не утаю и краткий рассказ о своем личном опыте конца календаря. В детстве я гостил в деревне у деда Симы. Всем книгам, журналам, газетам дед предпочитал отрывные календари, эти ежегодные собрания человеческой мудрости с полезными советами на каждый день, интересными фактами, рецептами окрошки, стихами (особенно любим составителями был Аполлон Майков). Аккуратные такие томики серой бумаги на широкой железной скобке.
Читая их по своему вольному графику, не совпадавшему с официальным течением дней, дед Максим не использовал качество, анонсированное в их названии: “отрывные” — помню закладки из конфетных фантиков. Но при всем почтении относился он к тем “энциклопедиям” рационально — перечитав несколько раз, относил в дощатый туалет на краю огорода. Вбитый гвоздь без шляпки удобно втыкался под железную скобку очередного “томика”.
В один из дней перед выходом из сего заведения я и узрел настоящий конец календаря. Под вороненой скобкой — лишь миллиметровые полоски, корешки. Ни дня не осталось…
А вообще в рассуждениях относительно конца света я бы посоветовал положиться:
1) на просто умилительную подробность, замеченную мной (несложно было): даже на самых отчаянных “концесветных” сайтах наличествует… реклама. Скоро подоспеет и настоящий шквал публикаций в газетах-журналах, там вы тоже увидите: слева — конец света, справа — реклама, которая размещается на основе длительных договоров. Это и будет лучший Портрет и Памятник нашей цивилизации: репортаж о конце света, декабрь-2012, оплаченный договором рекламы женских прокладок по июнь-2013;
2) на сам русскоязычный корень: “Будущее время” — то, что БУДЕТ. Нет у нас небудущего времени. Извините.
Автор: Игорь Шумейко
Московский Комсомолец