При вырубке лесов была обнаруженна крепость XIV века
Вырубка девственных лесов в одном из удаленных районов перуанской провинции Амазонас привела к открытию руин древней крепости, построенной в XIV веке. Местные жители считают, что цитадель вполне могли соорудить индейцы племени чачапойя. За двухметровой крепостной стеной располагались несколько домов, террасы и три небольших кладбища. Остатки крепостных сооружений, занимающих площадь в 20 гектаров, найдены на высоте 2,5 тысячи метров над уровнем моря.
Вырубка девственных лесов в одном из удаленных районов перуанской провинции Амазонас привела к открытию руин древней крепости, построенной в XIV веке. Местные жители считают, что цитадель вполне могли соорудить индейцы племени чачапойя. За двухметровой крепостной стеной располагались несколько домов, террасы и три небольших кладбища. Остатки крепостных сооружений, занимающих площадь в 20 гектаров, найдены на высоте 2,5 тысячи метров над уровнем моря.
Этот небольшой архитектурный комплекс, как сообщает перуанский ежедневник El Comercio, обнаружили несколько месяцев спустя неподалеку от того места, где во время раскопок были найдены серебряный щит и колчан со стрелами с наконечниками из камня вулканических пород. Обнаружение военного снаряжения довольного высокого качества навело исследователей на мысль, что у древних жителей Амазонии было достаточно развитое металлургическое производство. Самыми лучшими ремесленниками в те времена были представители племен, населявших горные Анды, а не равнинную Амазонию. Последнее свидетельство оказалось аргументом в пользу версии о том, что и цитадель, и воинская амуниция принадлежали самому загадочному народу Андов — чачапойя.
Воинственный народ чачапойя (что на языке кечуа означает «люди облаков» или «воины тумана») обитали на северо-западе современного Перу примерно в 800-1470 годах. Когда возникла культура чачапойя точно не известно. Примерно около 800 н. э. была сооружена высокогорная крепость Куэлап. Расположенный на высоте 3100 метров оплот был окружен стенами высотой шесть-восемь метров. На его сооружение пошло больше камней, чем на самую известную египетскую пирамиду в Гизе. Вероятно, она была построена для защиты против набегов вари (Wari, или по-испански Huari), которые никогда так и не смогли покорить чачапойя. По другой гипотезе, оба эти племени состояли в свободном союзе на добровольных началах. Некоторые зарубежные историки склонны видеть в этом союзе некое подобие коммунистического государства.
Поработить чачапойя удалось только инкам в 1475 году, незадолго до завоевания их самих испанцами. Тогда этот загадочный народ насчитывал примерно 500 тысяч человек. Большая часть населения была депортирована, частично вплоть до Куско. Блокбастер «Апокалипсис» американского режиссера Мэла Гибсона рисует участь, угрожавшую этому народу при владычестве инков. Часть исследователей предполагает, что инки использовали высокие боевые качества чачапойя, которые наподобие древних германцев служили в качестве телохранителей для царских особ. А красота женщин этого племени настолько очаровала Верховного Инку, что он создал из них целый гарем, который разместился в его царском дворце. Достаточно сказать, завоеватели-испанцы также не избегли женских чар прекрасных наложниц.
Через 60 лет остатки племени объединились с испанскими конкистадорами в борьбе против ненавистных инков. В 1549 году эпидемии кори и оспы сократили численность чачапойя на 90 тысяч человек. Вскоре они насовсем исчезли со страниц живой истории, превратившись в легенду.
Первые сведения о культуре чачапойя европейские историки стали публиковать с 1843 года, когда были найдены первые материальные свидетельства их существования. Жители данной культуры создали множество монументальных каменных памятников: Гран-Пахатен, Лагуна-де-лос-Кондорес, а также большое количество саркофагов и мавзолеев.
Одна из версий происхождения чачапойя принадлежит американскому писателю и путешественнику, открывателю «затерянных» городов Перу Дугласу Юджину «Джину» Савою (Douglas Eugene «Gene» Savoy). Он полагал, что они происходят от финикийцев. Доказательством чего служили сходство мест погребения, похожий архитектурный стиль и орнамент. Финикийцы предпочитали отделку с закругленными формами, поскольку были мореплавателями. Лица на скульптурах и барельефах этого народа в большинстве случаев напоминали диких кошек, что также было свойственно и финикийцам. Головы некоторых животных венчали даже рога, хотя в Южной Америке до испанского завоевания не было рогатых зверей. Вдобавок ко всему исследователь обнаружил символ, похожий на корабль библейского царя Соломона, посланный им в страну Офир за золотом и драгоценными камнями для строительства храма в Иерусалиме. Были и другие свидетельства, указывавшие на безусловное синайское происхождение чачапойя. Против этой гипотезы говорит тот факт, что финикийцы были по преимуществу торговцами, а не воинами. И они были темноволосыми людьми, а не блондинами.
Существует спорная версия, что чачапойя были светловолосыми людьми с белой кожей. В описаниях рабынь Верховного Инки, принадлежащих к племени чачапойя, испанские хроники часто употребляют слово blanca — белая. Но, возможно, хронисты просто хотели подчеркнуть чистоту этих представительниц прекрасного пола по сравнению с другими индейскими женщинами. Что касается финикийцев, то этот народ мореплавателей и торгашей создал на побережьи Северной Африки город Карфаген. Противостояние с ним стоило будущему Великому Риму трех пунических войн.
Еще по одной версии чачапойя происходят от кельтов, воинственность которых имела такую же дурную славу среди окружавших их племен. Жилье и оружие обрих народов поражает своим сходством. Кельты тоже строили дома с закругленными стенами (семь-девять метров в диаметре). Другие индейские племена возводили прямоугольные строения. Обычай выставлять напоказ отрубленные головы, о чем свидетельствуют барельефы чачапойя, был распространен у кельтов и не приветствовался финикийцами. Для уменьшения кровяного давления, чачапойя просверливали дырку в черепе. Подобные хирургические вмешательства не были известны финикийцам, но распространены у кельтов, которые придавали большое значение голове. Так как, по их мнению, в ней заключена душа.
В пяти километрах от развалин крепости находится святилище Кордильера-де-Колан. В настоящее время в здешних местах ведется нелегальная лесозаготовка. Хищническая эксплуатация может превратить лесной регион в пастбища. Археологические находки будут способствовать появлению тут черных археологов и способствовать разграблению уникальных артефактов, принадлежавших культурам доколумбовой Америки
www.pravda.ru